«Ничего оптимистичного о перспективах региона сказать не могу»: Константин Калачев дал интервью «Острову Свободы»

7 минут
«Ничего оптимистичного о перспективах региона сказать не могу»: Константин Калачев дал интервью «Острову Свободы»
Константин Калачев / fb.com
Серый кардинал волгоградской политики времен начала 2000-х, создатель целой плеяды звезд регионального и федерального уровня, политтехнолог Константин Калачев в особых представлениях не нуждается.

Именно этот человек сделал Евгения Ищенко мэром Волгограда и дал путевку в большую политическую жизнь множеству самых разных людей, достойных и не очень. О прошлом, настоящем и будущем «Остров Свободы» поговорил с этим легендарным человеком.

— Вы были активным участником всех политических процессов в Волгоградской области на протяжении 10 лет. Если сравнивать тот регион, с современной областью, есть отличия?

— Насчет 10 лет — это преувеличение. Если быть точным, то участие в волгоградской политике отняло у меня семь или восемь лет с перерывами. Давно это было. Странно, что кто-то еще помнит. К Волгоградской области я не имею отношения уже больше 10 лет.

— Вы неоднократно говорили о том, что любите Волгоград. Пословица говорит, «любишь — женись». Вам не хотелось бы поселиться в Волгограде?

— Я жил в Волгограде. Я женился в Волгограде. Лозунг «Волгоград — город, в котором хочется жить» шел у меня от сердца. Я был очень привязан к городу на Волге, но вся жизнь в нашей страны в Москве и Санкт-Петербурге. Своим волгоградским знакомым я всегда говорил, что реализовать себя проще в столицах. Те из них, кто уехал, об этом не пожалели. Волгоград растерял свою пассионарность еще в начале 2000-х. По всем рейтингам это сейчас самый депрессивный из миллионников. Недавно в Брюсселе познакомился с волгоградским профессором Иваном Куриллой, который для самореализации переехал в Питере. Ученый-историк с мировым именем. Пообщались, ностальгировали, сошлись на том, что уезжать надо вовремя. Но все уезжать и не хотят, и не могут. Для кого-то Волгоград по-прежнему лучшее место на Земле. Для меня это уже не так.

— Вы создали культовый ныне Молодежный театр. А что не успели сделать?

— Я сыграл роль в появлении этого театра. Но все лавры отдал бы Алексею Серову. Талантливому человеку, прекрасному режиссеру, под которого и создавался этот театр. Я в числе прочего отвечал в городе за культуру. Много чего не успели. До сих пор во всех деталях помню первый городской карнавал, новогоднюю ночь, которую я встретил на площади Павших борцов в костюме деда Мороза, выставки, вернисажи, инсталляции, фестивали. Культурный подъем в городе был. Главное, что не успел? Превратить Волгоград в культурную столицу.

— Ищенко был хороший мэр? Какую оценку вы бы ему поставили?

— Ищенко был неплохим мэром. Четверку заслуживает точно. Я с ним часто и много спорил. В какой-то момент наши дороги разошлись. Не все в его деятельности мне нравилось. Но он точно был пассионарен. Драйвером развития, лоббистом и защитником интересов города. Отсюда и конфликт с тогдашним губернатором, которому ближе были сельские районы.

— Ищенко как то сказал, что его предали Херианов и Доронин. Как это было?

— Долгая история. Пусть лучше сам её рассказывает. Думаю, что сейчас большинство горожан Доронина и не вспомнит, не все вспомнят и Херианова. Доронин занимался в городской администрации землей. В какой-то момент попал под подозрение в реализации личных интересов. Был уволен. Из-за этого главный заруб у Ищенко с тогдашним начальником Управления Следственного Комитета по Волгоградской области Михаилом Музраевым и произошел. Музраев требовал вернуть Доронина на место. Это, конечно, не вся история, только ее часть. Но это был переломный момент. Ищенко Доронина не вернул. Сейчас, по слухам, Доронин отбывает срок за мошенничество. Когда Ищенко задержали, Херианов как самое доверенное лицо стал решением Ищенко исполнять обязанности мэра. Очень быстро он перестал быть человеком Ищенко, вроде даже давал против Ищенко показания. Примерно за год до тех событий был у меня с Ищенко разговор. Он упрекнул меня, что все мы — его замы якобы хотели бы занять кресло мэра. И только Херианов не хочет, и не может. Время показало, что это не так.

— Вы общаетесь с Дорониным и Хериановым?

— Нет. Я и тогда не очень-то с ними дружил. С Хериановым у нас всегда были напряженные отношения, иногда буквально искрило. Не вызывал он у меня симпатии и доверия.

— Кстати, мы тут всегда спорим и не знаем правильного ответа — а сколько раз вы были женаты?

— Почему был? Я и сейчас женат. Третий брак, в котором у меня трое детей. Все мои жены были прекрасными людьми, а две последние еще и с большими личными амбициями. Моя бывшая жена долгое время была главной пиарщицей и джиарщицей у самого тогда богатого человека России. Нынешняя до недавнего времени была первым заместителем главы администрации губернатора Московской области. Я всегда поощрял карьерные устремления своих жен и помогал в их реализации.

— У Волгоградской области, какое будущее: светлое, регион погружается в бездну, этот регион уже не спасти (нужное подчеркнуть)?

— Волгоградская область переживает период стагнации. Но я не стал бы предъявлять за это претензии нынешнему главе региона. Ему приходится возглавлять область в непростое время. К сожалению, ничего оптимистичного о перспективах региона сказать не могу.

— Почему в 2016 году Ищенко не стал депутатом ГД РФ, ведь вы приезжали сюда, создавали штаб и так далее?

— Да, я помог ему на этапе создания штаба. Но вскоре выяснилось, что есть установка людей с судимостью в Госдуму не пускать. Лидер Партии Роста господин Титов поэтому Ищенко тогда и кинул. Хотя до этого предлагал выдвижение от этой партии. Так что, какими бы ни были собранные за выдвижение Ищенко подписи, против лома нет приема. Это не справедливо, что людей не мытьем, так катанием лишают конституционного права. Ведь от сумы и тюрьмы в России не зарекаются. Ищенко получил год по надуманным основаниям, как следствие внутриэлитной борьбы. Его обидчики сами присели. Но в том году установка была, что депутатов с судимостью в российском парламенте быть не должно.

— В чем ваша слабость?

— Лень. Я ленивый человек. Стараюсь не делать лишнего. А еще не люблю дураков и жуликов. Они отвечают мне взаимностью.

— Если бы вам предложили составить герб Волгограда, что бы вы на нем изобразили?

— Оставил бы все как есть. Или обратился бы к лучшим волгоградским художникам.

— Что для вас важнее — власть или свобода?

— Свобода.

— Кстати, в 2006 году многих арестовали, вслед за Ищенко. Почему вас не взяли?

— Не за что было. Даже при большом желании. Как мне тогда сказали в здании СУ СК: Вы идеальный чиновник, ни откатов, ни взяток. Но багажник машины вы своей давно проверяли? Вот такой был прозрачный намек, что человеку можно подкинуть что угодно. Был бы человек, а статья найдется. Я тогда был шокирован. Машиной служебной пользоваться перестал.

— Кого из современных политиков Волгоградской области вы могли бы выделить, как с положительной, так и отрицательной стороны?

— Тех, кого я знал, уже нет. Из тех, с кем пересекался, выделю Татьяну Цибизову, которая в Госдуме вполне на своем месте, и Олега Савченко за последовательность. Для него Волгоградская область действительно стала своей. Хотя мог бы стать депутатом ГД или сенатором от другого региона.

— Не утихают споры о том, какое имя должен носить город — Волгоград — Сталинград — Царицын. Ваш выбор?

— Лучше ничего не менять. У каждого названия есть плюсы и минусы, но сейчас точно не время для переименований.

— И последний вопрос — в чем смысл жизни?

— В детях.

Читайте также