«Пусть в лицо плюют чиновникам»: депутат Александр Осипов рассказал правду о QR-кодах и нежелании коллег по облдуме прививаться

10 минут
«Пусть в лицо плюют чиновникам»: депутат Александр Осипов рассказал правду о QR-кодах и нежелании коллег по облдуме прививаться
«Остров Свободы» поговорил с Александром Осиповым – одной из самых ярких и неоднозначных политических фигур в истории Волгоградской области.

Осипов, известный журналист, долгие годы в разных качествах проработавший на «Высоте 102», казалось, заделался в правоверные депутаты. Серьезно занимался культурой, ездил на служебной Toyota Camry, получал хорошую зарплату. Но в Волго-Ахтубинской пойме начали прокладывать дорогу, для чего понадобилось рубить дубы… Внезапно постоянно проживающий в этих местах Александр Владимирович практически стал лицом протеста, а общественность объявила его едва ли не главным оппозиционером региона – при том, что он себя таковым не считал и не считает.

Впрочем, и до поймы господин Осипов не то, чтобы пребывал в типичных для российского депутата безмятежности и согласии с товарищами по Думе. Своего коллегу (уже бывшего, в новый созыв тот не прошел) Алексея Михеева, сына обвиняемого в мошенничестве Олега Михеева, Осипов обозвал «маленьким подлым лгунишкой», отметив также его удручающую некомпетентность. Другому региональному парламентарию, ныне с приставкой «экс», предложил «идти лечиться». Кроме того, заявил, что «Ленин – бес». А братская могила в Горсаду Волгограда, где захоронены организаторы установления советской власти в Царицыне, была объявлена им «какашкой Ермана».

Слова и поступки Александра Владимировича могут вызывать самые разные чувства, за исключением равнодушия и скуки. Свежий пример – на последнем, вполне себе рядовом заседании облдумы, Осипов спровоцировал открыть рот и хоть что-то относительно дельное сказать даже тех депутатов, которых редакция «Острова Свободы» подозревала в многолетнем обете молчания.

– По следам последнего заседания в облдуме. Вы упомянули, что в регионе в сфере здравоохранения есть серьезные проблемы, с которыми к вам обращаются избиратели. Как вы считаете, это системная проблема или она обусловлена ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекции?

– Наша медицина не рассчитана на пандемийный период. Мы употребляем слово «пандемия» не понимая, что это такое. Большинство депутатов, говоря о пандемии, не понимают, что де-юре по всем положениям у нас никакой пандемии нет. Открою маленький секрет, который является секретом Полишинеля – у нас нет даже эпидемии коронавируса. Есть борьба с вирусной инфекцией. Для меня как для человека, работающего в Думе в комитете по здравоохранению, это вообще странно. Я прекрасно понимаю, какую нагрузку несут медики. Почему федеральные власти не установили соответствующее положение, почему в официальных пресс-релизах говорят о пандемии, опираясь только на постановление президента? Нужно было еще весной 2020 законодательно установить нормативы, обязав граждан выполнять все антиковидные меры…

Что касается заседания – вопрос вообще не стоял об эффективности или неэффективности медицины. Речь шла о наделении административных комиссий и сотрудников администраций госорганов и муниципальных органов полномочий по составлению протоколов о совершении административных нарушений. Логика властей региона проста: полиция составляет мало протоколов, ответственности люди не боятся, поэтому и не выполняют норм, направленных на минимизацию распространения коронавирусной инфекции.

Почему я был против и внес поправку? Я считаю, что такими драконовскими методами мы не сподвигнем людей на массовую вакцинацию. Вот мы прошли тот период, когда миллион человек вакцинировались, мы понимаем, что это исчерпанный ресурс доверия к вакцине и к государству. Считаю, что вакционационная компания, которая считается добровольной – поэтому президент и не настаивает на вакцинации обязательной – должна вестись методом убеждения.

Но я вам ответственно заявляю – лишь несколько депутатов – я, Наталья Валерьевна Семенова, другие депутаты, которые не боятся общаться с людьми и активно работают на одномандатных округах – те еще хоть как-то (кроме Семеновой – она погружена полностью!) пытаются убедить людей, остальные как-то не особенно. Я и задал вопрос – так в чем цель обязывать пожарных и спасателей составлять протоколы, а не выльется ли это в фальсификации, а не станет ли это профанацией?

Также я задавал вопрос, как же у нас прошел концерт «Руки Вверх!», когда люди без масок, не соблюдая социальную дистанцию, толклись на стадионе. Получил ответ из ГУ МВД по Волгоградской области: стадион рассчитан на 40 с лишним тысяч человек, было продано 20 тысяч билетов. Однако реальные обстоятельства исследованы не были. Я вижу двойные стандарты: с одной стороны, мы зарабатывает деньги на концертах, симулируем борьбу с коронавирусом, а потом усиленно боремся с ним. Если развивать эту тему, можно привести множество примеров, суть одна – одни зарабатывают, другие страдают.

Что касается поправки, она очень интересная, и я не понимаю, почему депутаты «Единой России» не стали ее обсуждать. Я предложил, чтобы в составы комиссий, которые будут составлять протоколы, были включены депутаты всех уровней: областные, городские, сельские. Так или иначе, чиновникам и муниципальным служащим придется составлять протоколы, так почему бы депутатам облдумы не ходить с ним? Осипову и остальным, не буду называть фамилии … Однако депутаты почему-то посчитали эту норму избыточной. Только глубоко уважаемая мной Наталья Николаевна Лисименко поблагодарила меня за гражданскую позицию и пояснила, что поправка не соответствует федеральному законодательству. Я пояснил, что просто хочу, чтобы мы сами выполняли нами же установленные нормы, выполняя разъяснительную работу, общаясь с людьми.

Но ведь у нас первые неисполнители вакцинации – сами же депутаты. Кто-то привился с пятого-десятого раза, кто-то переболел, тогда уж привился… Я привился самый первый вместе с Натальей Валерьевной Семеновой и Валентиной Николаевной Гречиной. Почему? Мы понимали, что наша работа – с населением, и она не прекращается. Я прошел ревакцинацию и вакцинацию от гриппа. Также прививались и губернатор, и многие ответственные чиновники.

Так в чем резкость моего выступления? Хорошо ведь сказали сенатор Горняков и депутат-коммунист Могильный – давайте будем стимулировать людей.

Второй момент – на всех кафе-ресторанах-кинотеатрах висят объявления с требованием предъявить QR-код. Но что это такое? Ведь в законодательной базе он никак не закреплен, не существует. Никто просто не знает, что это такое с правовой точки зрения. Фактически это проводник, медиатор. Молодые люди, конечно, понимают, что это такое и как работает. Люди, часто старше даже 50-ти, понятия не имеют. Непонимание рождает страхи. Отсюда появились опасения, что якобы собирают информацию о людях – отчасти это глупость, отчасти верно…

– Как раз хотели поинтересоваться вашим отношением к введению QR-кодов…

– QR-код – это, в первую очередь, удобство. Это лишь способ получения информации или передачи информации. Символ, как магнитный ценник, возможность быстро провести информацию. Например, как на объектах исторического наследия или в музее: навел – он раскрыл информацию о здании или экспонате. Не ясно мне одно – почему QR-кода нет с точки зрения правовой. Это незнание порождает страхи, социальные фобии. Люди, которые обязаны были четко понимать, как оно будет отзываться в социальной сфере (уполномоченные лица, которые обязаны заниматься популяризацией вакцинации), не просчитали риски. Можно всех, конечно, напугать, не пускать в магазин, нарушить все законы. Ну, пойдут они на рынки. Оштрафуют их по десять раз. Получат в морды члены административных комиссий… И что?

Я наблюдал лично, как полицейские при определенных обстоятельствах не штрафуют нарушителей. И правильно, считаю, делают. Но ведь это бездействие правоохранительной системы и вызывает раздражение губернатора. Я задал вопрос прокурору, которая была на заседании – а может ли она назвать количество протоколов, уже составленных? Но это вызвало ее гнев – «я вам здесь не справочная функция, я за вами тут надзираю». Ну что, мы будем бодаться, какое ведомство круче? Но ведь мы решаем общую задачу – сохранения здоровья нации. Не вакцинации, а сохранения здоровье нации. Мы должны использовать все методы. Тогда почему мое предложение вызывает отторжение, а предложение обязать спасателей на водах штрафовать людей – это нормально. Ситуация настолько абсурдна, что перейти эту черту дальше было бы грешно. Чем я и занимался, пытаясь показать все недостатки.

Кстати, мне уже многие люди звонили с вопросом, почему у нас так глупо выстроена логистика. Где-то прививочные пункты пустые, а где-то – толчея. Ну, напугаем людей, ломанутся они в поликлиники и что они там встретят – очереди? И что в них делать, заражать друг друга? А тем временем где-нибудь в ТЦ будет сидеть одинокая барышня. Информационная система для чего? Для чего мы 270 миллионов выделяем на СМИ Волгоградской области? Эти люди и должны выстраивать информационную систему для граждан. Мы научились только заниматься фейковыми новостями, плодить циркуляры и блогеров, которые занимаются Бог знает чем.

Я как информационник, разработчик серьёзных информационных систем, их реализовавший, не могу не понимать изъяны, которые существуют. Но если решения принимает губернатор, а остальные их, извините, профукивают… Да, медики работают, и они будут работать, пока не упадут в этих госпиталях. Но занимаются логистикой не медики! Где эти люди, где логистика? Углубить, усилить, отчетность, цифры… Эта отчетность – цель и задача, а не благополучие граждан.

В итоге мы работаем на циркуляры, а хорошие идеи игнорируются. Решение ввести депутатов в состав комиссий – хорошее. Но понятно, почему его не поддержали. Пусть в лицо плюют чиновникам, которых оторвали от их основной работы ради составления протоколов. Депутаты останутся чистенькими – пусть кто-то другой страдает!

– Вас все чаще называют лидером волгоградской оппозиции. А вы вообще считаете себя оппозиционным политиком?

– Я не стою ни в какой оппозиции. Я стою только на позиции здравого смысла. Я вообще никому не оппозиционен. Я не просто гражданин Российской Федерации и человек, который работает уже 30 лет на российское государство, я всегда поддерживал и президента России, и принятые решения, и развитие государства. Более того – я заинтересован больше, чем многие, наверное, в укреплении работоспособности, обороноспособности страны, у меня нет бизнеса, который бы мне мешал осуществлять мою депутатскую деятельность. Я не отвлекаюсь! Я работаю, как и работал. Но – подождите. Когда половина депутатов у нас – бизнесмены, которые занимаются непосредственно руководством, когда часть депутатов вообще ни в чем не участвуют, в лучшем случае – сидят молча…

– Ну, некоторые долго сидели молча, а на последнем заседании внезапно высказались и внесли адекватные предложения…

– Обсуждение любой резонансной темы – это естественный процесс. Мне сейчас говорят – вы стали радикально высказываться против. Но вы поверьте – я и том созыве высказывался радикально: и против, и за! Я вообще против глупости.

Кстати, я вам скажу, что с администрацией я, даже будучи председателем комитетов по культуре, по регламенту работал в тесном контакте. Мы спорили, мы обсуждали. Почему у меня хорошие рабочие отношения с Натальей Николаевной Лисименко? Потому, что это человек, который как раз руководит юридическими направлениями, с которым интересно обсуждать ту или иную норму, даже если она мне не нравится и кажется избыточной. Но ведь это обсуждение!

А когда я только в Думе говорю – давайте обсудим, тут же начинаются крики президиума: «Не надо нам это! Что вы тут делаете!». Ведь я на последнем заседании задал вопрос абсолютно нормальный, поинтересовавшись, что такое пандемия… А мне: «Посмотрите в «Википедии». Ну, ребята, вы же пользуетесь этим словом. Не знают они, что такое пандемия, не знают… Более того – как законодатели не знают, что у нас нет правового регулирования пандемии сейчас в России. Принимают законы об ужесточении ответственности за нарушение антиковидных мер, а что такое пандемия – не знают. В таком случае, оставьте одну Наталью Валерьевну Семенову, пусть она одна на заседании сидит. Остальные зачем? Чтобы сидеть, молчать, мычать, одобрям-с?

Всем бежать надо, все хотят, чтобы заседание было час, полтора. Стоит задать вопрос – сразу предложение выйти на улицу и обсудить это там. А Дума нам зачем? Упраздните, вы сэкономите 300 миллионов рублей народу. Пусть бизнесмены сидят у себя на работе и занимается своим делом – зарабатыванием денег. И не называет себя выразителем мнения народа.

Это была только первая часть интервью. Александр Владимирович дал еще множество честных, обстоятельных и остроумных ответов. В том числе – по поводу ситуации с Волго-Ахтубинской поймой, ее защитниками, своем отношении к хайпу и даже «Пушкинской карте». «Остров Свободы» опубликует их в ближайшее время.

Читайте также